Слухи о смерти печатных СМИ сильно преувеличены


 

 

Что происходит с журналистикой и СМИ в России? Какая пресса нужна сегодня читателю? Какие она преследует цели и задачи? Вопросы о состоянии и состоятельности журналистики актуальны как для самих журналистов, так и для общества в целом. Поэтому интерес к фестивалю «Пресса Земли Олонхо?2014», который в этот раз прошел в рамках 55?летия Союза журналистов Якутии, был большой.

Главным модератором мероприятия, как и на первых двух фестивалях, выступил секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин. Один из главных медиатренеров страны, прежде чем учить других, сам прошел хорошую школу практической журналистики, начиная с «районки». Недаром его книга с красноречивым заголовком «Живая журналистика» переиздается уже в четвертый раз.

Право на жизнь

Сегодня на большей части России разворачивается настоящая война с одним из важнейших средств распространения информации — газетной прессой. Киоски печати исчезают с городских улиц, налоговая нагрузка на издательский и распространительский бизнес растет. Часто подобное отношение к проблемам печатного рынка оправдывается тезисом: роль основного информатора сегодня принадлежит Интернету. Показательно, например, заявление одного из представителей горадминистрации Якутска, прозвучавшее на одной из встреч с журналистами в неформальном разговоре: «Все равно все киоски с улиц в ближайшие годы мы уберем. Это некрасиво, немодно, прессу нужно читать в Интернете, а газеты — прошлый век».

Между тем несложный анализ медиарынка доказывает, что это мнение ошибочно — газетные СМИ вовсе не прошлый век, это по-прежнему один из основных источников качественной информации. Но если оставить ситуацию развиваться так, как она идет сейчас, то рынок печатной прессы действительно может потихоньку загнуться.

Хоронить рановато

Разговоры о том, что печатная пресса умирает и читатели уходят в Интернет, сегодня стали общим местом. Но исследования TNS Media Research среди жителей городов России с населением более 100 тысяч показывают: потери печати совсем не так велики, как принято думать. Более того, все они в основном в прошлом, сегодня же найден баланс сил между прессой и Интернетом. Конечно, время, затрачиваемое человеком в среднем на чтение газет, за последние пять лет снизилось с 14 минут в день до 10, журналов — с 7 до 6 минут. Причем основное сокращение пришлось на 2005–2007 годы. Но в то же время количество читателей выросло за тот же период с 30 до 45 млн. Это как раз те люди, которые стремятся получать информацию, и получают они ее со всех возможных носителей, не выбирая что-то одно. Между тем пока именно в печатных СМИ накоплен основной опыт и созданы технологии получения, проверки и анализа информации о самых разных сторонах жизни человека, страны и мира. «Таких технологий сегодня нет в чисто сетевых СМИ, а перенос контента из печати в Интернет из-за крайне высокой конкуренции там приводит к снижению качества. При этом доходы, которые дает реклама в интернет-СМИ, не позволяют пока сохранять и развивать технологии серьезной издательской деятельности в сети. Поэтому будущее рынка СМИ — в сохранении печатных и других традиционных носителей одновременно с развитием передачи информации через Интернет»,?— считает Владимир Касютин.

Кадры решают все

Не обошлось и без разговоров на вечную тему — о проблеме кадров в СМИ. По мнению Касютина, действительно трудно не с журналистами, а с руководителями СМИ.?Грамотных управленцев не хватает, главные редакторы корпят над правкой и версткой вместо того, чтобы планировать стратегию развития издания. А в целом о проблеме говорит тот, кто не желает заниматься кадровой работой. Если редактор «районки» сидит и ждет выпускника журфака МГУ или СПбГУ, то понятно, что проблема будет. Надо без остановки искать активных людей, не обязательно связанных с журналистикой, и учить их. Уйдут одни — придут другие. Сделать это на самом деле не так трудно. «В нашей прессе не в полной мере использованы ресурсы экспертов и читательской аудитории. Сегодня с развитием Интернета у любой даже маленькой сельской редакции есть возможность брать комментарии у различных специалистов, даже на другой стороне Земного шара. Но журналисты не желают делиться территорией, хотят, как и раньше, сами собирать информацию, творить, делать выводы и поучать. То же с читателем: газеты мало работают с ним, интересуются его мнением, почти не умеют четко и планомерно привлекать аудиторию на свои страницы»,?— считает Владимир Леонидович.

Встречают по одежке

Якутске московский гость рассмотрел и проанализировал, в том числе и на местном материале, как надо сегодня делать газету, чтобы она была современной и по «одежке», и по содержанию. О современных тенденциях дизайна, типовых макетах, структуре материалов, заголовках, подготовке иллюстраций — об обычных тайнах этих и многих других категорий, известных каждому практику, но не всегда применяемых.

При этом необходимо заметить, что сегодня журналистика становится все более аналитичной и жесткой. Публицистика «толстых журналов» постепенно вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем, и это общемировой процесс. Посему наиболее востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию.

Спиридонов Георгий

Источник: gazetayakutia.ru